Главная » 2012 » Май » 2 » 75 лет со дня открытия Мелитопольской Детской Железной Дорогри.
16:46
75 лет со дня открытия Мелитопольской Детской Железной Дорогри.
Открыта: в 1937 году 2 мая
Закрыта: вероятно, в 1941 году
Протяжённость: 2,5 – 3,2 км (кольцевая)
Расположена: в Парке имени Горького
Остановочные пункты: 2 станции (Пионерская, имени Павлика Морозова)
Подвижной состав: паровоз И.32 (тип 86), 6 пассажирских вагонов, построенных по проекту Днепропетровской ДЖД


Официальная статистика Министерства путей сообщения умалчивает об это дороге. Даже многие любители не догадываются о том, что такая когда-то существовала. Лишь из смутных воспоминаний старожилов удалось выяснить, что на территории Парка имени Горького до войны работала детская железная дорога. Долгое время нам не удавалось найти больше никаких подробностей о Мелитопольской ДЖД. Мы уже начали сомневаться, не о парковом ли аттракционе идёт речь.

Совершенно неожиданно все наши сомнения развеяла фотография 1938 года, найденная в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД). Из аннотации следовало, что детская железная дорога носила имя тогдашнего наркома путей сообщения Лазаря Кагановича, а изображённая на ней станция – Павлика Морозова. Но особое внимание привлёк изображённый на фотографии подвижной состав. Паровозы типа 86 Коломенского завода в те годы, конечно, можно было встретить не только на ДЖД (хотя именно их охотнее всего отдавали на детские дороги из-за того, что они успели морально и физически устареть, и не удовлетворяли возросшим потребностям промышленных узкоколеек). А вот двухосные пассажирские вагоны, как две капли воды похожие на построенные Днепропетровским вагоноремонтным заводом специально для тамошней ДЖД – лучшее подтверждение тому, что это именно детская дорога. В те годы строители новых детских линий нередко приезжали перенимать опыт на Тбилисскую и Днепропетровскую. Гостеприимные хозяева охотно делились всеми своими знаниями. Нередко передавались и чертежи вагонов.

В самом начале Великой Отечественной войны дорога закрылась, а уже 6 октября 1941 года Мелитополь оказался оккупирован врагом. Немцы не особенно церемонились с подобными объектами. Скорее всего, рельсы и паровоз (если он был ещё цел к моменту захвата) были вывезены из города и переданы в распоряжение Вермахта.

Так или иначе, но никаких упоминаний о Мелитопольской ДЖД после 1941 года нам найти не удалось. Вероятно, после окончания войны восстанавливать дорогу не стали, а потом, со временем, и вовсе забыли о ней. Но, по утверждениям очевидцев, ещё в 1980-е годы на месте детской железной дороги можно было найти куски рельсов, выступающие из земли. Кое-что напоминающее о ДЖД осталось и сегодня. Например, уцелел вокзал станции Пионерская. В конце 1960-х – начале 1970-х над его одноэтажными боковыми крыльями надстроили второй этаж. Сейчас в этом здании размещается Гимназия № 10. Если постараться, рядом можно ещё найти остатки фундамента локомотивного депо. А вот от станции имени Павлика Морозова не осталось ничего. При строительстве улицы Шмидта часть парка, где находилась эта станция, была застроена. Поэтому на представленной здесь схеме её местоположение отмечено приблизительно.

Открытие Мелитопольской ДЖД, 1937 год

Просмотров: 736 | Добавил: Ivin | Теги: детская железная дорога, Мелитополь | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]